11/30/11

Каким растет наше будущее поколение?
 
сокращенное число часов на математику и точные науки,
на историю и английский.
 
По результатам Статистического Бюро, самое низкое количество часов на математику и точные науки уделяется в Иерусалиме. Однако, Иерусалим лидирует по количеству часов преподавания Танаха. Что и понятно, так как в Иерусалиме - немало ультра-ортодоксальных школ, в которых отказываются проходить программу ЛИБА и которая включает изучение математики и точных наук.

Искусство в Иерусалиме преподанется больше, чем в других городах. А самые низкие показатели изучения истории - в Иерусалиме и на Юге.

Примечательно, что языку иврит уделяется по всей стране значительное бОльшее число часов, чем математике и точным наукам.
http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4154945,00.html

11/27/11

Немного об истоках русского политического сионизма - или к памятной дате "Каф-Тет Бе-Новембер", он же 29/11/1947 года.

В последнее время все чаще стали раздавать в Фейсбуке речи о "безграмотных сионистах" с весьма доморощенной интерпретацией событий недавней истории. Чтобы развеять миф о "враждебном" сионизме на память пришли четыре фигуры, которые стояли у истоков сионизма, и без которых никого из нас сегодня здесь не было.

Русский сионизм зародился задолго до Герцеля, и "малой родиной" его стала ни кто иная как Одесса. Удивительное стечение четырех фигур породило всплеск, который охватил все еврейское население Российской Империи, от земель Литовских; Белыя, Малыя и Прочия... и до самого Кавказского хребта.

Одного из них звали Перец Смоленскин. Родился он в Белоруссии и в скором времени, не от благополучной жизни, переехал в Вену, где и основал еврейскую русскую газету "А-шахар" ("Рассвет"). Причем, газетенка та была "ауф хебреиш", и сложно представить сегодня как быстро она заполнила огромную пустующую нишу мидийной литературы для русского еврейства, получавшего образование на иврите. Тут и подоспел "певец иврита", Элиэзер Бен-Иехуда, который имел свой собственный некраткосрочный план на преобразования сего святого детища в современный и доступный иврит.

Но как то и бывает с великими, между двумя завязалась схватка на страницах "А-Шахара", где Смоленскин придерживался идеи как бы не поторопить с переселением в Палестину, а Бен-Иехуда, 16-тью годами "резвее", стоял на том, что "ехать надо".

Оставим их на время с их медийным спором в 1879 году, и перенесемся в святые святых российского политического сионизма, Одессу.

На брегах Пальмиры Южной еврейская интеллигенция тех лет зачитывалась славным произведением Моше-Лейба Лилиенблюма "О возрождении еврейского народа на Святой Земле его древних отцов". И не на шутку грезила о других брегах, брегах Тиберия, пока не встал в кругах ее некто Леон Пинскер, с которого, собственно, и началась вся история.

А дело было так. Папа Леона, известный в Одессе ученый-археолог, Симха Пинскер, был учителем иврита в общественном еврейском училище, где грыз азы науки будущий сионист. Успешно окончив училище и русскую гимназию, Леон, однако, сделал неверный в жизни шаг, не будь которого - не было бы и этого рассказа. Захотелось юноше познать дело юридическое. Но не тут-то было. В России николаевской юридическое поприще для евреев было закрыто. И, славно отучившись на юриста, упаковал Леон свой диплом в чемодан до лучших времен и пошел учителем в еврейское училище. Но, на долго его не хватило, и 22-х лет отроду он решил совершить еще одну попытку, на этот раз поудачнее, и поступил на Медицинский факультет Московского университета. Совершенствоваться в практике тогда еще выпускали через форточку в Европу, и Леон отправился в самое святая святых науки времен до-первой-мировой, в Германию и Австрию. Там, собственно, и познакомился он с идеей ассимиляции еврейского народа, которая обуревала немецкое еврейство, считавшее себя на тот момент "немцами Моисеева закона".

Проникнув идеей ассимиляции евреев во внешней среде, вернулся Пинскер домой, в Одессу, где стал тем временем известнейшим врачом, работал в военных госпиталях во время Крымской войны, и... параллельно начал писать в одесских еврейских газетах.

В это время, всех их, и Пинскера с Лилиенблюмом, и Бен-Иехуду со Смоленскиным, как и все российское еврейство на 1/6-ой суши, и застал врасплох теракт 1 марта 1881 года "Народной воли", в результате которого был убит Александр II. По всей империи покатилась волна погромов, получившая в русской историографии название "народного гнева". О массовых убийствах евреев поползли слухи по Европе. Европейская либеральная пресса содрагалась от ужаса, тысячи беженцев из России заполонили столицы и пригороды Европы. Ряды европейского пролетариата пополнились русскими евреями, и этот миграционный катаклизм грозил принять угрожающие размеры, пока в светских салонах не стали косо посматривать в сторону российских атташе. В России забили тревогу.

Это сегодня ново-передовые исследования волн эмиграции экзальтировано прикладывая руки к вискам, вскрикивают о первой русской эмиграции 17-го года. А русский язык разнесся по городам Европы много раньше, и был озвучен беженцами Романовской империи совсем нерусского происхождения.

"Народный гнев" сменился "холодным погромом" правительства: среди них – по инициативе министра внутренних дел, Игнатьева, были прописаны "Временные правила" от 3 мая 1882 года. По ним евреи получили вторую со времен Екатерины "прописку", на этот раз в городах и местечках, отсекающих их от земли и привычного заработка. Да и сами еврейские общины раздробились на сотни изолированных островков, а границы городов превратились в непроходимую черту. И так это и оставалось до самого 17-го года.

Что же тем временем сталось с "сердцами четырех" сионистов?

Бен-Иехуда, недолго думая, решил воплотить свой замысел о переселении в Палестину, где и оказался, в самом Иерусалиме, уже в октябре 1881 года. Смоленскин в 1880-1881 годах прибывает в Россию из Вены, чтобы удостовериться о делах российского еврейства самолично, где и был встречен восторженными толпами еврейских студентов, преподнесших с немногочисленных студенческих крох, золотое перо своему духовному наставнику, с выгравированным изречением из книги пророка Исайи "И возвратятся избавленные Господом, и придут на Сион с пением". Излишне упоминать, чем закончился их спор с Бен-Иехудой. Смоленскин не только признал провоту своего оппонента, но и после увиденного в России, стал одним из пылких сторонников переселения евреев в Эрец-Исраэль.

Что же сталось в Одессе, охваченной со всех сторон погромами и беженцами? Пинскера волна погромов застала маститым шестидесятилетним врачом. И публицист-в-свободное-время восстал и засел за брошюру, потрясшую российское еврейство и опередившую Герцеля на 14 лет.

"Автоэмансипация. Призыв русского еврея к соплеменникам", - озаглавил он ее. И мысль вней сводилась к тому, что решение "еврейского вопроса" не в ассимиляции, а в том, что "эмансипация" (то бишь, "освобождение") к российскому еврейству придет только собственными усилиями. С этих пор Пинскер призывает российских евреев проявить инициативу, покинуть пределы России. Сначала – лишь куда-нибудь и лишь позже, увидев оформленную идею о Сионе – в Палестину.

Так, вдохновив сотни тысяч, Пинскер и Лилиенблюм основали ставшее полу-запретным в России и легендарное для истории Израиля общество Ховевей Цион ("палестинофилов"), и получившее предлинное название в русской историографии по причинам особенности российской национальной политики: "Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине". Но это уже совсем другой рассказ...

А в те годы, еще никаких ни "правых сионистов", ни "левых сионистов" не было, как нет их, собственно, и сейчас. Идеи правых об объединении всех еврейских земель в государстве Израиль зародились много позже, и к сионизму – ни к пинскеровскому, ни к герцелевскому - не имеют ровным счетом никакого отношения. Сионизм, в формировании идеи которого не последнюю роль сыграло российское еврейство, ставил своей задачей основание еврейского государства, без задачи восстановить в нем границы иудейского царства. И Каф-Тет Бе-Новембер (то бишь, 29/11/1947 года), стал датой окончания Британского мандата в Палестине, благодаря чему, наконец, смог осуществиться замысел основания этого государства.

Поэтому облетевший недавно призыв прекратить праздновать эту дату – есть ни что иное как подмена понятий.

11/26/11

Сегрегация районов поддерживается
издателями "Дапей Захав"

Телефонный справочник "Дапей Захав" выпустил новую версию: только для харедим, который получил название "Дапей а-Кехила".

Проблема, как считают светские жители района Рамот "Алеф" в Иерусалиме состоит в том, что с этих пор в "Дапей Захав" решили в одностороннем порядке, что район Рамот "Алеф" является ультра-ортодоксальным, несмотря на многочисленное проживание здесь светского населения. Соответственно, с данного времени, среди жителей района будет распространяться только ультра-ортодоксальный телефонный справочник, "Дапей а-Кехила", в котором нет телефонов и адресов светского населения города (включая самих светских жителей района Рамота), а также многих других важнейших данных, как интернетовских служб компаний.

По замечанию жителя района, "у меня нет проблемы с тем, чтобы каждый житель выбирал себе стиль справочника, но речь об этом не идет". Один из жителей отметил, что неультра-ортодоксальное население притесняется и оно не имеет возможности удовлетворить базисные потребности.

11/24/11

Генеральный директор Национального Страхования, Эстер Доминисини: повысить пенсии пенсионерам-репатриантам и поощрить интеграцию харедим на рынке труда.

Генеральный директор Национального Страхования ("Битуах Леуми"), Эстер Доминисини, подводит итоги 4-х годичной каденции на посту:
В отношении дотаций от государства, Эстер Доминисино отметила, что цель национального страхования состоит в том, чтобы помочь тем гражданам, которые не в состоянии работать . "Поэтому," - заявляет она – "я разграничиваю две категории. По-моему, необходимо поднять выплаты части населения, например пенсионерам-репатриантам, у которых нет пенсии с бывшей работы. Эти люди не могут больше работать, поэтому необходимо поднять им пенсию. Они не должны выбирать между затратами на продукты и на лекарства. Подобные предложения мы внесли в Комиссии Трахтенберг в отношении инвалидов."
Что же касается харедим, то они, по завлению Доминисино, "должны выйти на работу. Во всем мире харедим работают, и необходимо это поощрять и в Израиле."
"Вне всякого сомнения, государство было бы радо выплачивать более высокие субсидии гражданам, но у нас в Израиле есть ограничения в этом вопросе, так как часть населения не платит налогов и не работает."

11/23/11

Радикализация в вопросах скромности
В последние дни ультра-ортодоксальную прессу захлестнули статьи о секте "талибан", которая из соображений скромности призывает полностью скрывать тело (лицо и руки) под покрывалом (http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4151880,00.html).
Почему секта, которая существует годами, вызвала неожиданный всплеск интереса рабаним?

Оказалось, что ультра-ортодоксальный сектор годами игнорировал крайние проявления в требованиях скромности секты, пока дело не дошло до более серьезных социальных явлений.
Соображения скромности не остановились на коде женской одежды. Раввины движения "талибан" пошли в своей интерпретации скромности куда дальше. В итоге, "из соображений скромности" ультра-ортодоксальные семьи, принадлежащие к секте "талибан, перестали посылать своих детей в ешивы. А также, перестали обращаться к врачам за медицинским вмешательством, в том числе за медицинской помощью во время родов.
Раввины ультра-ортодоксального сектора выпустили "пашквиль" (плакат), в котором предостерегают ультра-ортодоксальное население от крайних проявлений вопросе образования детей и медицинской помощи.
Однако пашквиль полностью избегает упоминания о том, что причиной радикализации стал вопрос скромности, а также рабаним обошли молчанием, согласны ли они с кодом одежды, который инициировала секта "талибан".
Вчера в ультра-ортодоксальной газете "Кикар шабат" было дано разъяснение о том, что часть ультра-ортодоксальных раввинов согласилась с ношением накидок, скрывающим все тело кроме лица, однако не поддержало идею ношения женщинами "паранджи" (http://www.blogger.com/goog_88968624האדמור-מפוריסוב-בעד-שאל-נגד-רע.html).
Вопрос о том, каковым быть "скромному" коду одежды женщин остается открытым. Как представляется из заявлений некоторых рабаним, именно в этом вопросе наметилась радикализация и движению "талибан" удалось одержать определенную победу.
На фоне событий последних лет возникает вопрос, повлияет ли факт радикализации в ультра-ортодоксальной среде в вопросах скромности на общественное пространство, как это произошло с участившимися случаями исчезновения изображений женщин с плакатов, разделением по половому признаку на улицах и в общественном транспорте?

11/22/11

Несмотря на послабления в призыве харедим в армию, число призывников на альтернативную службу снизилось

По существующему Закону Таля харедим имеют возможность заменить срочную службу в армии на альтернативную службу и начать работать с 26 лет (или с 22, если у них есть семья).
В мае этого года правительство облегчило условия: отныне харедим, учащиеся в ешивах, полностью освобождены от необходимости служить в армии с 28 лет. Бессемейным предоставляется возможность пройти альтернативную службу вместо срочной в 22 года.
Мера это была предпринята с той целью, чтобы харедим смогли интегрировать на рынке труда. Справка: до сих пор служба в армии и интеграция на рынке труда были представлены как единое целое в законодательстве, так как по требованию ультра-ортодоксального сектора, смысл "Торато Эмунато" состоит в изучении Торы и полностью исключает какую-либо дополнительную деятельность. До сих пор подразумевалось, что харедим, не служащие в армии, не имеют желания и работать. Оказалось, что это не всегда так, и правительство решило ослабить требования к службе в армии, но предоставить возможность харедим хотя бы интегрировать на рынке труда.
В итоге – ни одна из задумок правительства не была достигнута. Даже то немногое число согласных на альтернативную службу (120 человек в месяц), значительно снизилось после принятия решения в мае (до 80 человек в месяц).
В июле 2012 года Кнессету предстоит решить, отменить ли действующий Закон Таля, освобождающий харедим от службы в армии. Если альтернативная служба окажется неэффективной, а именно не будет привлекать необходимого числа харедим и не подготовит их к рынку труда, как это происходит в армии, то, по мнению специалистов,  стоит взвесить возможность прохождение харедим срочной службы в армии.

11/20/11

Сегодня начинается ноябрьский призыв в армию.


По данным на 2011, сегодня призывается в армию всего 50% населения, что связано с демографическими изменениями населения: рост ультра-ортодоксальной общины и общин национальных меньшинств, а также снижение количества репатриантов.
К 2020 году в Израиле будут призываться в армию всего 40% населения. Это следует из отчетов ЦАХАЛя, которые были озвучены в последний йом хамиши, 17-11-2011.
Сегодня каждый 4-ый мужчина в стране не призывается в армию. 50% из них освобождено от службы в армии по состоянию здоровья, остальные – по психиатрическим проблемам (т.н. "сеиф нафши"). Среди женщин не призывается 40.9%.
Количество религиозных девушек, которые не призываются в армию – как ортодоксального, так и ультра-ортодоксального сектора – постоянно растет. Вместе с тем, растет и количество девушек светского сектора, которые призываются в армию.
В армии связывают рост призыва светских девушек на срочную службу с тем, что в прежние годы большее число девушек объявляло о соблюдении религиозного стиля жизни, что позволяло им проходить альтернативную службу вместо срочной. Сегодня, по оценкам ЦАХАЛя, около 7-8% девушек сделали подложное заявление о соблюдении религиозного стиля жизни.
Самое большое число призывников на срочную службу - из города Модиин (92.4%), из которых большинство предпочитает служить в боевых частях (59.1%), а также – из городов Ход А-Шарон (91.2%), Ариэль (91.1%), Кириат Моцкин (90%), Кириат Шмона (88.4%), Яхуд (88%), Екн'ам (88%), Рош А-аин (87.4%), Кириат Бьялик (87%).
В этом году наметился пик - 76.2% от числа всех призывников идут в боевые части. В прошлом году их число составило 74.2%.

11/18/11


Газета "Хаарец" подводит итог
под делом раввинов ЦОАРа: ая радикализируется с годами, и никогда не заявляла протеста против ее засилия. Однако, общественность находит пути обойти эту власть рабанута: браки на Кипре, договоры о браке в присутствии юриста, жизнь без брака в статусе "ядуим ба-цибур". В последнее время стали известны случаи, когда и религиозные пары, с трепетом относящиеся к религиозной церемонии, стали избегать вмешательства рабанута и организовывать частные церемонии.

Государство предпочитает "замолчать" проблему, отмахиваясь от ее насущности во имя сохранения своих отношений с ортодоксальным направлением. Даже попытка изменить ситуацию для "лишенных права на бракосочетание" по иудаизму ("псулей хитун"), не в состоянии изменить законодательства в вопросах гражданских браков.

Автор призывает продолжать обходить стороной рабанут, религиозные структуры, в знак протеста и демонстрации автономии светского населения против религиозного засилия.

Движение ЦОАР - обычное ортодоксальное движение в иудаизме. Суть борьбы между рабанутом и ЦОАРом - борьба за гегемонию в том, чтобы от имени закона и государства управлять жизнью граждан - религиозных и светских - без того, чтобы прислушаться к желаниям этих граждан, к их взглядам.

Широкая общественность молча поддался этой гегемонии, котор

11/17/11

Как на кампанию против исчезновения изображений женщин в общественных местах смотрит ультра-ортодоксальный сектор?

В ультра-ортодоксальной газете "Бе-хадрей харедим" сообщили о новой кампании против исчезновения изображений женщин с рекламных щитов в Иерусалиме. Учащихся визуального театра выпустили плакаты с изображением виднейших женщин в истории Израиля, однако, решили изобразить их так, как это принято в ультра-ортодоксальном секторе: изображения женщин лишены голов.

Безголовных Голду Меир, Лею Гольдберг, Хану Сенеш и др. можно узнать лишь по надписям. Цель - наглядно продемонстрировать обществу, в каком направлении мы идем.

Примечательны комментарии к статье: после негодующих первых комментариев "стыд!" и "этому обучают в театре?" последовал комментарий светского читателя, который призвал харедим задуматься: "Ваши чувства не задеваются так, как чувства светских". Пытаясь провести параллель с системой ценностей харедим, он поясняет: "...только представьте себе, что на изображении духовных лидеров им бы "сносили" головы..."

И действительно, может быть по-чаще нам наведываться в ультра-ортодоксальные газеты в интернете, чтобы заявить о своей позиции их читателям, которые не соприкасаются с жизнью светского населения и не имеют представления о том, почему исчезновение изображений женщин в общественном пространстве является ущемлением прав женщин и почему это недопустимо в системе ценностей светского населения.

Подробности:

11/16/11

Изменения в законе о призыве в армию?



 
Партия НДИ и Ури Ариэль из "Ихуда Леуми" предложили новый законопроект касательно призыва: обязать всех мужчин годных для призыва в армию (харедим и арабское население) пройти альтернативную службу в армии.

Рассмотрение этого проекта будет предложено на заседании Совета Министров по Вопросам Законодательства в начале следующей недели (йом ришон, 20-11-2011) .


Что в себя включает сегодня "шерут леуми":

* помощь в школах и детских садах
* преподавание иудаизма в светских школах
* помощь в больницах и поликлиниках
* помощь больным людям
* помощь в "Маген Давид Адом"
* служба в полиции и ШАБАКе
* работа в области охраны природы
* работа в службе безопасности в Иехуде и Шумроне
* работа в секретариатах / в поликлиниках, судах и различных организациях

Примечание: По данным опроса Ассоциации ХИДУШ, проведенного в прошлом году, 59% израильского населения против замены 3-летней срочной службы на 1-годичную альтернативную по причине неравной тяжести каждой из служб. До сих пор "шерут леуми" предназначался, как правило, для девушек религиозного сектора. Среди репатриантов - против этой замены выступают 86%, а среди светского населения - 73%

К вопросу о субсидировании общественных организаций.

Весть о запрете левым организациям получать иностранное инвестирование получила в конечном варианте законопроекта аморфноую формулировку.


Определение "ЛЕВЫЕ общественные организации" сошло на нет. И действительно, что значит "левые"? "Либеральные", "правозащитные", "гуманистические", "прекраснодушные" разрушители государства. Как ни крути, хоть подобные эпитеты и связались в израильском общественном дискурсе в единое целое, но стороннему наблюдателю сию связь сложно будет объяснить. Да и потом, кто же по противопоставлению тогда "правые"? "Консервативные", "тоталитарные", "костные", "варварские" спасители оного государства? Что называется, власть не привыкла стрелять себе в ногу.

Сошлись на том, что наложить запрет можно на инвестиции чужестранными силами "в политических целях". Обтекаемо, и не придерешься.

Одно "но". Кто они те темные "политические цели", которых наши законодатели так сильно опасаются, что, не боясь прославиться на весь мир, решилось на подобный шаг.

Невольно вспомнилось Остаповское "Запад нам поможет...". Ассоциация неслучайная. Совесткое правительство, боявшееся Антанты, породило химеру страха перед Западом, не брезгуя задействовать ассоциативный корпус православный церкви, с погрязшим в грехах Западом, "миром денег Адама Смиата", толстыми "Мистерами Твистерами", они же западные миллионеры, а проще говоря "...рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй". Соцпропаганда таки преуспела.

Но вот вопрос. Марксистско-ленинское государство ("самое лучшее на свете", разумеется) вытеснило с общественной арены не только буржуинов и плохишей, но и самых таки гуманных и человеколюбивых сотрудников "Джоинта" в 1925 году, лишив советское еврейство помощи. Вместо них самое гуманное правительство построило свои общественные структуры - дет.сады, дет.дома, дет.колонии, и вдали от посторонних глаз наводила в них пролетарский порядок. Все мы знаем, как этот порядок выглядел изнутри.

Выставленный за дверь, Запад, тем временем, недолго думая, решил ретироваться, с интересом наблюдая за пролетарским Колоссом из-за бугра. Маркс победил: романовская Россия (государство-мощь) было свергнуто и на его месте водрузилась сила новая, не менее тоталитарная, в которой, как и прежде, система вытеснила всяческую альтернативу.

- Э, нет, - подумал Запад. – что-то, воля Ваша, неладное творится с государством, когда воротят его целиком, разрушая по пути все общественные институты.

Фуко – решивший вдогонку оспорить великого мастера-Маркса – посмел возразить.

- Государство, - заявил он в ответ – не монолитная мощь. Государство – это цепь институтов-органов государства, и все они есть ничто иное как части живого механизма, со своими слабостями и болезнями. И чтобы этот живой оранизм оздоровить, вовсе не обязательно оторвать ему голову, умерщвляя все тело.

Тут и возникла его знаменитая идея о противостоянии сил, на которой и по сей день стоит Западное общество. Оздоровление сие в том, чтобы государственная структура испытывала постоянное давление альтернативной силы.

В реальности выглядит это так.
Министерство Образования упустило введение некой программы для интеграции детей-инвалидов в школах-интернатах (например). Кто не знает эти министерства с их волокитой, бюрократией, отсутствием бюджета, забыли-выпустить-михраз-мазкира-заболела-почтальон-заблудился-оффисная-мышь-дожевывает-последнюю-страницу-отчета...

Так вот именно для этой цели в западном обществе изобрели "плетку" – общественную организацию, которая как свисток на перроне напоминает поезду, что ему надо тронуться в путь, пристегнуть ремни, задраить двери и полный вперед для достижения цели. А то и более того, несмотря на бесконечные "нет" от мальчиков из Министерства Финансов, отказывающихся выдать деньги на программы общественного развития, общественные организации обходятся сами, латая брешь в государстве там, где неповоротливая государственная система их даже не замечает.

Так, только после трагедии с девочкой Роз, которая пала жертвой обремененных ее существованием, родителей, государство вспомнило о серьезной проблеме в субсидировании социальных служб в стране. А между тем общественные организации воплощают массу проектов, не дожидаясь поддержки со стороны государства: от помощи солдатам-одиночкам, о которых забывает государство, до субсидирования жилья для русскоязычных пенсионеров-олим, для которых государство не нашло денег за 20 лет.

Именно о таком противостоянии говорил Фуко: когда сила госдарства, давящая сверху, теснится снизу частной инициативой; когда неповоротливая государственная система критикуется, корректируется, восполняется деятельностью негосударственных структур, то бишь, общественных организаций. И интересы гражданина в это связи защищает само противоборство между этими структурами. И ну их, пусть поборются, чтобы обеспечить наше и без того сложное существование. И напрасно государство взывает к нашим патриотическим чувствам, чтобы расправиться с раздражающим пластом общественных организаций. Не надо взывать к нашей любви. Не надо, чтобы государство возвещало о том, как оно о нас заботится, а ему мешают. Пусть докажет заботу на деле. У нас на памяти уже было одно такое государство, которое кричало на каждом повороте, как оно о нас печется, пока не развалилось от трухлявости и несостоятельности идеологии. 

И здесь возникает еще один вопрос: если в тоталитарном СССР у частного гражданина не было на частную общественную инициативу против государственных структур ни законодательных прав, ни денег, ни выхода к инвестициям на Западе, то таких ограничений не должно быть в демократическом государстве.

А монстры, обволакивающие своими ужасающими щупальцами молодое сионистское государство – есть, как правило, евреи диаспоры, благодаря инвестициям которых университеты наши переполнены табличками благодарности на стенах каждого факультета и наука еще не полностью зачахла. И не беда, что евреи эти, потенциальные жители нашей страны, пекутся не только о нашем славном настоящем. Пекутся они и о будущем своих детей, которые гражданами нашей страны еще могут стать, и имеют на то полное право. Жаль, что у нас до приезда в Израиль не было возможности самим создать приемлемые условия для жизни в государстве. Возможно, была бы у нас эта возможность, и интеграция нашей алии прошла бы не с такими муками. И кто если не мы – те, кто сами приехали в эту страну – можем понять право еврея диаспоры быть частью этой страны, сопереживать ее боли, ее бесконечным проблемам на мировой арене и в самом регионе?

И таки да, диаспорное еврейство далеко не всегда видит проблемы так же как и мы. Но кто сказал, что и внутри страны мы их интерпретируем одинаково? И именно в этой разноголосице должно родиться то нас объединяющее, благодаря чему все еврейские диаспоры всегда испытывали общность и знали, что у них есть не только общее прошлое, но и общее будущее. Так как же быть - лишить инакомыслящего еврея диаспоры права вкладывать деньги в свою страну?

Эти тоталитарные понятия о "вторжении в дела государства" знакомы каждому из нас по "прошлой" жизни. Напоминанием о ней стала эта последняя кампания против "западных инвестиций на политические цели". Но, кажется, демократия именно в том и состоит, чтобы уметь преодолевать препятствия демократическим противостоянием, а не силовым воздействием и переписыванием законов.  

11/15/11

Новый поворот в деле раввинов ЦОАРа:
Главный Раввинат отвечает вмешательству Кнессета в урегулирование вопроса с раввинами ЦОАРа.

Напомним, что вчера утром было принято решение, что молодые пары с данного момента могут обращаться для заключения брака только к раввинам по месту жительства, чтобы сократить количество обращающихся к раввинам ЦОАРа.

Вчера во второй половине дня сообщалось о том, что был подготовлен проект в Кнессете о том как снять необходимость в региональном ограничении для записи брака, которым попытались противники движения ЦОАР связать им руки. Казалось бы, вопрос был на пути к решению.

Однако, сегодня утром газета "А-Арец" сообщила о новом повороте событий. Оказывается, главный сефардский раввин, Шломо Амар, а также главный ашкеназский раввин, Йона Мецгер, решили созвать Комиссию при Главном Раввинате, которая обсудит создавшееся положение вещей. Ожидается, что Раввинат выступит против отмены т.н. региональных ограничений (т.е. ограничений для молодых пар обращаться к раввинам только по месту жительства, чтобы ограничить количество пар, имеющих возможность заключить браки при помощи раввинов ЦОАРа).

Более того, сефардский раввин Шломо Амар уже выразил сомнение в компетентности раввинов движения ЦОАР заключать браки. (Напомним, что раввины ЦОАР относятся у ортодоксальному движению).

На сегодняшнем заседании в Раввинате, по всей видимости, речь коснется не только возможности молодых пар обращаться к раввинам не по месту жительства, но и о самом праве раввинов ЦОАРа на свою деятельность.
 
Подробности:

11/14/11

"Закон о национальности" не прошел

Ави Дихтер отправил в анналы истории проблемный закон, который подчинял демократические устои государства его еврейской идентичности. В новом неутвержденном законе сказано, что в основе государства будет лежать еврейское (религиозное) законодательство; в государстве будет отдаваться предпочтение только еврейским поселениям, а строительство для других национальных меньшинств осуществляться не будет; а также – что арабский язык не будет более признан государственным, хоть ему и будет отведен "особый статус".

Дихтер решил смягчить новый закон, но и его поправки были отвергнуты фракцией Кадима. Примечательно, что на заседании фракции, подавляющее большинство выразило протест подобному закону. Единственной воздержавшейся была Марина Солодкина. Не участвовали в голосовании - Дихтер, Бельский и Мофаз.

Причиной торпедирования этого сакона стала Ливни, которая впервые за последние месяцы решила ограничить членов своей фракции. По свидетельству "А-Арец", в последнее время она часто подвергалась критике за то, что члены ее фракции пытаются провести самостоятельные законы, меняющие в корне основополагающие принципы государства.

Полная версия статьи: 
Лучше поздно, чем никогда.

Баркат (мэр города Иерусалима) наконец очнулся.



После длительного периода времени, когда изображение женщин исчезло с рекламных щитов в Иерусалиме, и после недавно прошедих протестов против ущемления прав женщин в общественных местах, мэр города наконец-то решил принять меры.

Он обратился к начальнику иерусалимской полиции с просьбой усилить надзор над тем, чтобы изображения женщин не зачеркивались на рекламных щитах города. Именно этот факт заставил рекламодателей в свое время избегать изображения женщин, пока женщин полностью перестали изображать на рекламных щитах в Иерусалиме.

11/13/11

Условия для интеграции харедим
на рынке труда

Недавно открылась отдельное, специалированное бюро, исключительно для трудоустройства ультра-ортодоксального сектора на рынке труда. Один из соучредителей проекта, Цви Шрайбер, поделился правилами для работодателей, как создать условия, чтобы харедим смогли работать в компаниях.
Основной свод правил:
1.       Дать возможность ультра-ортодоксальным работникам уединиться в дневное время на отдельный перерыв в 10-15 минут, на дневную молитву.
2.       Выделить отдельную микроволновую печь на кухне.
3.       Предоставлять ультра-ортодоксальным работникам право на отдельные дни отдыха, которые имеют особое значение для ультра-ортодоксальной общины, как, например, Пурим, который реже обозначается как выходной день в крупных израильских компаниях.
4.       Ну и, наконец, соблюдение "кода одежды", т.е. обязательство всех работников (включая светских) соблюдать скромный стиль одежды.

Казалось бы, что проще. В большинстве крупных организаций зачастую стоит 2 микроволновых печи. Правда, с появлением ультра-ортодоксальных работников дело станет не за количеством, а за разделением микроволновых печей для мясных и молочных блюд. Как правило, существующий опыт показывает, что покупка одной печи не решает проблемы, и светскому населению придется также соблюдать разделение между печами для разогрева своей молочной или мясной пищи, иначе работодателям придется заказывать услуги раввина, чтобы избавиться от тарефности. Иными словами, требование, представленное как покупка второй печи, на самом деле выглядит несколько иначе – а именно как обязательство всех работников разделять при разогревании молочные и мясные блюда. Вместе с тем, требование это выполнимое, но вряд ли стоило затушевывать для читателя реальный смысл предстоящих преобразований.

Несколько сложнее дело обстоит с кодом одежды. Автор "свода правил для работодателя", правда, указывает в статье, что код одежды итак является скромным в большинстве крупных организаций, поэтому проблем возникнуть не должно. Но так ли это? Недавно раввин города Холона, Авраам Иосеф, распорядился вывести из зала заседаний журналисток (http://hiddush.blogspot.com/p/blog-page_4279.html), которые были одеты в соответствии с кодом общественного государственного заведения, но который для ультра-ортодоксального раввина показался недостаточным. В свете все более строгих мер по требованиям к скромности от женщин, голоса недовольства стали раздаваться и внути ультра-ортодоксального сектора. В недавнем заявлении Рики Хербст на сайте "Бе-Хадрей Харедим" (http://hiddush.blogspot.com/), ультра-ортодоксальная женщина из США, озвучила немаловажное заявление о том, что мужчинам пора бы взять на себя ответственность за свои поступки и меньше рассматривать, во что и как одеты женщины, так как рассматривания эти, по природе своей, вряд ли скромны.
В этой связи встает вопрос, где проходит граница "скромности" и почему она должна распространяться "вовне", по отношению к другим. Будет ли расценен вырез на юбке или разрез кофточки, оголяющий 5 сантиметров от линии горла (непозволительная длина для ультра-ортодоксального кода одежды) как нарушение духовного спокойствия ультра-ортодоксальных сотрудников?
Вопросы эти остались без ответа в статье автора. А между тем, судя по комментариям к статье, вопросы эти, вне всякого сомнения, не ускользнули от взгляда пытливых читателей.
Статья Цви Шрайбера, опубликованная на сайте YNET: http://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-4146606,00.html
Рики Хербст, ультра-ортодоксальная женщина из США, обратилась с призывом к мужчинам на ультра-ортодоксальном сайте "Бе-хадрей харедим":

Почему каждый раз, при каждом несчастье – дорожной катастрофе, природных катаклизмах, неожиданной смерти – кто-либо из мужчин торопится указать на нескромно одевающихся женщин как причину всех несчастий?


Почему все несчастья приписываются только длине юбки?

Почему мужчины не берут ответственность и на себя? Неужели мы недостаточно слышали об издевательствах над детьми, совершенных мучинами? Эти мужчина охранены молчанием раввинов. "Вы хотите поговорить о скромности? Тогда что по поводу мужчин, которые после долго лицезрения на девушку, не стесняются высказывать ей, что она нескромно одета?"

Когда мужчины возьмут на себя ответственность не смотреть? Когда представители религии скажут, что трагедия произошла из-за того, что мужчины поддались искушению?

Каждый ответствен за совершаемые им поступки лично! "И перестаьте осуждать!"

11/10/11

О роли ультра-ортодоксального сектора в жизни страны

По условиям "статуса кво", установленным Бен Гурионом и договоренностям с ульта-ортодоксальными партиями, аврехи (учащиеся ешив), освобождались от армии и не работали. В 1968 году по всей стране было всего 800 аврехов.

С 1977, когда к власти пришел Бегин, ситуация резко изменилась. До тех пор ограничивалось число учащихся в ультра-ортодоксальных ешивах по соглашению о "Торато Омунато". С приходом к власти Бегина ограничения были сняты и число учащихся резко возросло. Сегодня ульта-ортодоксальное население составляет 10% от всего населения Израиля, но в ближайшие годы баланс сместится, так как в первых классах ультра-ортодоксальных школ уже сегодня обучается 25% учеников всего еврейского сектора.

В армию призываются ежегодно всего несколько сотен человек, и в этом году число призывников ультра-ортодоксального сектора составило всего 500 (что в несколько раз превышает число за последние годы). Для службы в армии ультра-ортодоксального сектора созданы условия соблюдения ультра-ортодоксального образа жизни: среди прочего – кухня с соблюдением правил "кашрута мехадрина" и проч., согласованное армейским командованием с раввинами.

На рынок труда вовлечено всего 40% мужского населения ультра-ортодоксального сектора, и 60% женского населения.

В странах Западной Европы сегодня задействовано на рынке труда от 70 до 75% населения стран, в то время как в Израиле – всего около 50% населения.

По оценкам Министерства Финансов, подобная ситуация приведет нас уже в ближайшие 10-20 лет к сползанию до уровня стран третьего мира.

Средний подсчет дохода ультра-ортодоксальной семьи, с учетом скидок на социальные и прочие службы:

Субсидия на учащегося ешивы (авреха): 845 шекелей
Пособие по обеспечению прожиточного минимума: 1,040 шекелей
Стипендия от колеля (пожертвование различных организаций): 2,000 шекелей
Субсидия на детей: 2,500 шекелей
Кидка на пнимию для мальчиков с 14 лет: 3,000 шекелей
Подарки на праздники (ср. арифметическое, приходящееся на каждый месяц): 500 шекелей
Скидка на арнону: 250 шекелей
Скидка на воду: 150 шекелей
Скидка на детские сады: 620 шекелей
Скидка на социальное страхование и страхование здоровья: 550 шекелей
Уроки Торы: 500 шекелей (релевантно для части аврехов)
------------------------------------
Всего нетто: 11,955 шекелей
Брутто (включая социальные службы): 17,667 шекелей

11/9/11

Как разделить общественное пространство в местах смешанного проживания светского и религиозного населения?


В Кириат Малахи отстроен новый квартал, "Ахузат Ротнер", в котором сейчас идет распродажа новых квартир. Около 200 квартир в новых домах будут проданы учащимся ешив, "датиим леумиим" (120 квартир) и 70 квартир - харедим (движения ХАБАД). Всего проект включает 3,200 квартир и инициаторы проекта полагают, что остальное население будет нерелигиозным.

Вопрос, как сумеют найти общий язык жители района.

До сих пор сосуществование светского и религиозного населения в рамках одного района увенчивалось со стороны религиозного населения перекрытием дорог в шабат, а со стороны светского населения претензиями ограничить религиозную просветительскую деятельность в общественных местах, особенно вблизи школ.

В связи с этим встает 2 вопроса:
а) Как разделить общественное пространство и сохранить мирные отношения?
б) Стоит ли вообще делить общественное пространство на "сферы влияния": легитимно ли выносить свои представления о религии в общественное пространство (вне дома, на улицы, район города)?